Образовательный парк. Екатеринбург

М. Балабан


Милослав Александрович Балабан родился 7 июня 1927 года в Одессе. В 1930 году его семья переехала в Горький, где в 1949 году М. А. Балабан окончил институт иностранных языков. Работал директором школы в Амурской области, преподавателем английского языка в металлургическом техникуме в Горьковской области. В 1957 году поступил в аспирантуру Первого московского института иностранных языков; в 1959–66 годах заведовал кафедрой иностранных языков в Запорожском педагогическом институте, около года работал доцентом в Днепропетровском университете, а с 1967 года — доцентом факультета иностранных языков Орехово-Зуевского педагогического института.

С 1977 года Милослав Александрович работал старшим научным сотрудником МГУ, где занимался проблемами логогенетики и ис­кус­ст­вен­но­го интеллекта; в последние годы своей жизни являлся также экспертом сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика». В течение ряда лет М. А. Балабан работал в аппарате ЮНЕСКО в Париже, в 1990 году представлял интересы СССР на Лиссабонской конференции стран — членов Организации по экономическому и социальному раз­ви­тию («Парижский клуб»), являясь экспертом в области образования.

С начала 60-х годов XX века М. А. Балабан начал разработку модели языка-органа. Впоследствии эта модель легла в основу систем машинного перевода и искусственного интеллекта, однако в начале своей работы над этой проблематикой Милослав Александрович решал более узкую задачу — преодоление абсолютной неэффективности системы изучения иностранного языка, основанной на модели «лексика — грамматика — фонетика». Им было поставлено 16 экспериментов, убедительно доказывающих неэффективность репродуктивных классно-урочных процедур и высокую результативность обучения, основанного на развитии умения обучаемых самостоятельно производить членение избыточного информационного потока. Чрезвычайно высокая эф­фек­тив­ность системы обучения иностранному языку, основанной на модели языка-органа, была продемонстрирована и в практической деятельности самого М. А. Балабана в вузах, где он работал. В настоящее время на концепции языка-органа основываются многие продуктивные системы обучения языку.

Теоретические исследования и деятельность Милослава Але­ксан­дро­ви­ча, однако, довольно быстро вышли за рамки проблематики обучения иностранному языку. Модель языка-органа совершенно естественно экстраполировалась в модель знания-органа: оказалось, что открытые М. А. Балабаном закономерности являются глобальными, касающимися когнитивных процессов как таковых, вне зависимости от их конкретных предметностей.

Параллельно с работой в области когнитивной психологии М. А. Балабан провел и серию блестящих социально-исторических исследований, обнаружив удивительную корреляцию между созданием в конце XVII века и распространением в Европе, а затем и во всем мире, классно-урочной системы, и становлением машинного производства, востребующего новый тип человека — исполнителя, способного точно выполнять рутинную, не значимую личностно работу.

В конце 80-х — начале 90-х годов XX века М. А. Балабан создал те­о­ре­ти­че­ские основы образовательной системы, названной им «Обра­зо­ва­тель­ный парк открытых студий», которой и посвящен настоящий сайт.

Милослав Александрович скончался 24 апреля 2005 года.