Образовательный парк. Екатеринбург

Финансы

Необходимость смены организационно-правовой формы

В последние годы активизировалась дискуссия о том, чем же все-таки является образование — услугой на свободном рынке или «общественным благом», merit good, как выражаются экономисты?

Практически во всех своих работах М. А. Балабан не уставал повторять, что реформа современной школы должна начаться не с организационно-педагогических мероприятий и уж тем более не с повышения заработной платы педагогам, а с этической составляющей. Необходимо преодолеть многолетнюю ложь, царящую в сфере современного общего образования, и прямо сказать: в сегодняшней школе учится лишь около 10% учащихся, остальные же посещают ее под влиянием хорошо изученных, но далеко не познавательных мотивов. Современная массовая школа в последние годы все больше и больше выполняет функцию большой камеры хранения, отвлекая детей от асоциальной деятельности. Отдельного разговора требует и проблема так называемого качества образования, даже на таком примитивном уровне анализа, как соответствие баллов ЕГЭ реальным знаниям выпускников.

Перейдя к рынку в экономике, наша страна оставила сферу образования устроенной по старым административно-командным принципам. При­ну­ди­тель­ное распределение обязательных знаний под силовым воздействием аттестационных процедур все очевиднее обнаруживает свою полную неэффективность в постиндустриальную эру.

Один из отцов теории рынка, Адам Смит, не был, как известно, профессором экономики — он был профессором этики. Честный рынок всегда на порядок нравственнее, чем любая административно-командная система — в сфере образования это видно наиболее наглядно. Честный рынок, помимо всего прочего, является, по сравнению с административно-командной системой, и гораздо более жестким контролером качества. Плохо работающие субъекты рынка просто разоряются из-за отсутствия клиентов, и уж конечно отпадает нужда в сомнительных административных процедурах типа аттестации педагогических работников. Аттестация любой рыночной услуги производится всегда ее потребителями, причем самым элементарным способом — ногами.

Именно поэтому адекватнее всего основным принципам обра­зо­ва­тель­но­го парка его организационная модель вне сферы публичного, но в сфере частного права. По мнению М. А. Балабана, любое образование — это всегда метаболизм частного знания участников образовательного процесса, и только в сфере частного права образование может быть эффективным. Образовательный парк открытых студий (название говорит само за себя) — это лишь специально организованная среда для такого метаболизма.

Образовательный парк как некомерческая организация

В соответствии с частью 3 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пунктом 2 статьи 91 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальными предпринимателями непосредственно (то есть без привлечения педагогических работников), не подлежит ли­цен­зи­ро­ва­нию. Это дает возможность рассмотреть следующую организационно-финансовую модель образовательного парка.

Руководители студий образовательного парка регистрируются как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; именно они являются субъектами оказания обра­зо­ва­тель­ных услуг. Индивидуальные предприниматели работают по договорам с некоммерческой организацией (некоммерческим партнерством, автономной некоммерческой организацией и т. п. — конкретные варианты могут быть разными), являющейся юридическим лицом, но не оказывающей образовательных услуг. Эта не­ком­мер­че­ская организация и называется «Образовательный парк» и создается для содействия руководителям студий в их образовательной деятельности.

В уставе некоммерческой организации «Образовательный парк» предусматривается еще возможность оказания образовательных услуг потребителям не только индивидуальными предпринимателями, но и сторонними образовательными организациями (имеющими, естественно, лицензию на образовательную деятельность); эти организации также работают по договорам со школой-парком. Такую возможность разумно предусмотреть для «расширения ассортимента» студий, особенно оказывающих услуги взрослому населению: такие студии (языковые, обучения автоделу и пр.) могут в помещениях образовательного парка организовываться сторонними образовательными организациями.

Для краткости далее индивидуальные предприниматели и сторонние образовательные организации, работающие по договорам с образовательным парком и организующие в его помещениях студии, будут именоваться «Исполнители».

Образовательный парк в форме некоммерческой ор­га­ни­за­ции, не являясь субъектом оказания образовательных услуг, не требует и получения лицензии на образовательную деятельность. Он осуществляет лишь следующие виды деятельности:

  1. Приобретает в собственность, арендует или получает в пользование здания, сооружения, мебель и оборудование; заключает договоры на их содержание, техническое обслуживание и охрану.
  2. Организует культурные, развлекательные, спортивные и иные массовые мероприятия для учащихся.
  3. Производит информационно-методическое, библиотечное и медицинское обслуживание учащихся; организует их питание.

Таким образом, в полной мере реализуется модель, в которой обра­зо­ва­тель­ный парк — это инфраструктура, обеспечивающая деятельность юри­ди­че­ски и финансово самостоятельных студий.

При этом договоры об оказании образовательных услуг с Ис­пол­ни­те­лями могут заключаться законными представителями учащихся как напрямую, так и, что представляется более разумным, с образовательным парком, который в этом случае будет выступать в качестве поверенного законных представителей учащихся по безвозмездным договорам поручения (ст. 971–979 Гражданского кодекса РФ).

Если в соответствии с нормами федерального и регионального за­ко­но­да­тель­ства обучающиеся в форме самообразования будут иметь право на по­лу­че­ние денежных выплат из бюджета (сегодня с этим существует небольшая неразбериха), образовательный парк по упомянутым выше договорам по­ру­че­ния сможет получать эти денежные средства и перечислять их Ис­пол­ни­те­лям, снижая плату за обучение для учащихся.

Финансовая модель деятельности образовательного парка

Финансовая модель деятельности образовательного парка может быть представлена следующей схемой (стрелки показывают направление движения денежных средств):