Образовательный парк. Екатеринбург

История

Москва

Практическую апробацию образовательной системы «Об­ра­зо­ва­тель­ный парк открытых студий» начала в 90-е годы XX столетия дочь Милослава Александровича Балабана О. М. Леонтьева — сначала в под­мос­ков­ном Нахабино, а затем и в московском НПО «Школа самоопределения» под руководством А. Н. Тубельского, где опытно-экспериментальная работа закончилась в 2007 году.

Екатеринбург

Параллельно с О. М. Леонтьевой работа по освоению об­ра­зо­ва­тель­ной системы «Образовательный парк открытых студий» на практике началась в Екатеринбурге под руководством А. М. Гольдина на базе общеобразовательной школы № 95. В 1993 году в этой школе приказом районного отдела развития образования была создана разновозрастная студия математики, а с 1 сентября 1995 года было создано структурное подразделение «Парк-школа» на правах городской экспериментальной площадки. В ноябре 1998 года парк-школе был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки (приказ Минобразования России от 16.11.1998 № 2826). С 2001/02 учебного года работа была перенесена в среднюю общеобразовательную школу № 19 Ека­те­рин­бур­га и в 2003 году завершена в связи с полным выполнением программы эксперимента.

Первые результаты

С 1998 по 2002 годы проводился углубленный мониторинг экс­пе­ри­мен­та и экспертиза его результатов, в основном экспертами сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика». Интерес представляет также комплексная гигиеническая оценка, проведенная Уральской государственной медицинской академией и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ека­те­рин­бур­ге. Ход и результаты эксперимента обобщены в публикациях в педагогической печати. По итогам анализа этих результатов приказом Минобразования России от 04.03.2002 № 691 (пункт 36 приложения 5) федеральная экспериментальная площадка «Школа-парк» была включена в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы».

Обобщенно результаты апробации образовательной системы «Образовательный парк открытых студий» в Екатеринбурге в 1993–2003 годах сводятся к следующему.

1. Учащиеся и выпускники образовательного парка по сравнению с контрольной группой показывают несколько более высокие показатели по таким параметрам, как интеллектуальная лабильность и креативность, и существенно более высокие уровни познавательной активности и организации самостоятельной учебной деятельности.

2. Стандартные процедуры итоговой аттестации выпускники образовательного парка проходят с немного более высокими результатами, чем выпускники контрольной группы, однако различия не столь существенны, что дает основания утверждать лишь, что стандартные орудийные знания образовательный парк формирует не хуже традиционной классно-урочной образовательной системы.

3. У учащихся образовательного парка существенно лучше, чем у учащихся контрольной группы, обстоит дело с физиолого-гигиеническими показателями: отмечается тенденция к улучшению самочувствия к концу учебного года, улучшаются показатели не­спе­ци­фи­че­ской резистентности организма, положительна динамика ра­бо­то­спо­со­бно­сти.

Конечно, делать окончательные выводы по результатам одного исследования некорректно, тем более что классно-урочная система и образовательный парк направлены на достижение совершенно разных целей. Еще ждет своего решения проблема выработки методологии и критериев сравнения различных по своей парадигме и целям образовательных систем, пока же можно лишь сказать, что образовательная система «Образовательный парк открытых студий» имеет полное право на существование и развитие параллельно господствующей классно-урочной системе.