Образовательный парк. Екатеринбург

Педагогика


Прежде чем читать нижеследующий текст, ознакомьтесь, по­жа­луй­ста, с разделом «Теория».

Школа-парк как
социокультурный образовательный комплекс

В современных условиях нереальным представляется вариант организации школы-парка как некоего элитного учреждения для относительно небольшого количества учащихся — не только и не столько по финансово-экономическим соображениям, сколько потому, что это противоречит лежащему в основе школы-парка принципу открытости. Её студии принципиально отличаются от традиционных замкнутых классов и должны быть открыты — не только для свободного выбора собственными учащимися, но и для социума — от детей до взрослых, желающих получить ту или иную образова­тель­ную услугу.

Именно поэтому мы рассматриваем в качестве проектного вариант организации образовательного парка открытых студий как со­ци­о­куль­тур­но­го образовательного комплекса, оказывающего раз­но­об­раз­ные обра­зо­ва­тель­ные услуги как учащимся постоянного состава, так и населению. В такой модели стирается весьма эфемерная грань между «общим» и дополнительным образованием (где человек получает настоящее образование — отнюдь не простой вопрос...) Кроме того, предлагаемая модель позволяет эффективно использовать помещения и материальную базу парк-школы в течение всего дня.

Модель социокультурного образовательного комплекса пред­по­ла­га­ет, что все, получающие в парк-школе образовательные услуги, делятся на две категории:

  • учащиеся постоянного состава (по возрасту соответствуют 7–11 классам традиционной школы); в соответствии с концепцией образовательного парка работают в студиях в двух режимах: углубленно в «своих» студиях и как внутренние клиенты — в «чужих» студиях;
  • внешние клиенты — любые дети и взрослые, посещающие студии в специально отведенное для работы с внешними клиентами время.

Численный состав учащихся постоянного состава
и набор основных студий

В образовательном парке предполагается иметь 60 учащихся постоянного состава. Понятно, что они, даже в образовательном парке, живут в реальном мире, поэтому, обобщая московский и екатеринбургский опыт 1995–2007 годов, мы остановились на следующем комплекте основных студий:

Наименование студии Виды занятий
(образовательные компоненты)
полноекраткое
ФилологииL Русский язык; литература;
иностранные языки
ОбществознанияS История; социология; право;
экономика; экономическая география
Математики
и информатики
M Алгебра; анализ; геометрия;
информатика
Физики
и технологии
P Физика; астрономия;
радиотехника и электроника;
технология
ЕстествознанияN Химия; биология; науки о Земле
ИскусстваA Изобразительное искусство;
музыка; театр

Безусловно, кроме перечисленных основных студий, в школе-парке при наличии кадров, помещений и других условий для работы могут существовать (и приветствуются!) дополнительные студии, оказывающие разнообразные образовательные услуги, в том числе и для взрослого населения.

Режим работы студий

Предлагается следующий режим работы студий:

ПН–ПТ   СБ
9.009.40 Занятия с постоянными членами по профилю студии нет
9.5010.30
10.5011.30 Работа студий с внутренними клиентами 9.009.40
11.4012.20 9.5010.30
12.3013.30 Общие собрания студий и школы-парка,
массовые мероприятия (2 дня в неделю),
физическая культура (3 дня в неделю)
нет
13.4014.10 Обед нет
14.1014.50 Работа студий с внутренними клиентами 10.5011.30
15.0015.40 11.4012.20
15.4016.00 ПолдникОбед 12.2012.50
16.0016.40 Работа студий с внешними клиентами 12.5013.30
16.5017.30 13.4014.20
17.5018.30 Работа студий с внешними клиентами 14.4015.20
18.4019.20 15.3016.10

Каждая студия работает:

  • со своими постоянными членами — 10 ч/нед;
  • с внутренними клиентами — 24 ч/нед;
  • с внешними клиентами — 24 ч/нед.

Академическая нагрузка учащегося постоянного состава (не считая общих собраний студий и парк-школы), составляет 37 ч/нед, в том числе: работа в своей студии — 10 ч/нед, посещение других студий в качестве клиента или гостя — 24 ч/нед, занятия физичекой культурой — 3 ч/нед.

Занятия физической культурой разумно проводить в четырех группах численностью около 15 чел. каждая (13–15 и 16–18 лет отдельно для юношей и девушек).

Итоговая аттестация и выдача документов об образовании

Естественно, спрос на услуги парк-школы (и работающих по договорам с ней Исполнителей) только тогда будет сколько-нибудь зна­чи­тель­ным, когда её ученики смогут получить аттестат об образовании го­су­дарст­вен­но­го образца. Для реализации такой возможности есть три способа (описанных ниже в порядке возрастания их «при­вле­ка­тель­но­сти»).

  1. Все учащиеся постоянного состава школы-парка «продолжают числиться» в своих прежних образовательных организациях в статусе получающих образование в форме самообразования; там же они проходят промежуточную и итоговую аттестации как экстерны (часть 9 пункта 1 статьи 33 и пункт 3 статьи 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и получают документы об образовании государственного образца.
  2. Заключается договор с одной из аккредитованных общеобразовательных организаций, в которую все учащиеся постоянного состава школы-парка зачисляются для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном; в ней они и получают документы об образовании государственного образца.
  3. Создается специальная образовательная организация, занимающаяся промежуточной и итоговой аттестацией экстернов (и ничем другим); для деятельности такой организации фактически не требуется ни помещений (кроме небольшой комнаты для сотрудников в помещении парк-школы), ни оборудования, в связи с чем сильно упрощаются процедуры ее лицензирования и аккредитации.